- Система образования
- Структурные подразделения
- Наши партнёры
- Муниципальный общественный совет по развитию образования при Главе города Коврова Владимирской области
- Общественный Совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности МОУ г.Коврова
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Отдел опеки и попечительства администрации города Коврова
- Коллегиальные органы
- Кадровое обеспечение
Управление образования
администрации города Коврова
- Главная
- Управление
- Деятельность
- Муниципальные услуги
- Реализация Указов и поручений Президента РФ
- Реализация национальных проектов в сфере образования и отдыха
- Противодействие коррупции
- Политика обработки персональных данных
- Обеспечение комплексной безопасности
- Информатизация образования
- Рассмотрение обращений граждан
- Исполнение бюджета
- Оценка и управление качеством образования
- Информация о закупках
- Меры социальной поддержки членов семей участников СВО
- Документы
- Контакты
- Пресс-центр
- Главная
- Управление
- Деятельность
- Муниципальные услуги
- Реализация Указов и поручений Президента РФ
- Реализация национальных проектов в сфере образования и отдыха
- Противодействие коррупции
- Политика обработки персональных данных
- Обеспечение комплексной безопасности
- Информатизация образования
- Рассмотрение обращений граждан
- Исполнение бюджета
- Оценка и управление качеством образования
- Информация о закупках
- Меры социальной поддержки членов семей участников СВО
- Документы
- Контакты
- Пресс-центр
«Педагогические династии Коврова»: династия Цыбиных – Паршиных
В Год педагога и наставника Минпросвещения запустили масштабный онлайн-проект «Педагогические династии России». Управление образования г. Коврова в рамках всероссийского проекта продолжает публикацию материалов из сборника «Педагогические династии: профессия в наследство», который содержит эссе педагогов образовательных учреждений города о своих педагогических династиях.
Автор: Паршина Ирина Валерьевна
«Нелегко было все рассчитывать,
Но в одном твердо мы сошлись:
Не профессия быть учителем,
Быть учителем – это жизнь!
Этими словами из гимна Владимирского госпедуниверситета можно смело начать повествование об учителях, преподавателях нашей семьи, всех, кто связал свою судьбу с педагогической деятельностью. А их ни много, ни мало, 18 человек.
Не все закончили педагогические ВУЗы, но жизнь распорядилась так, что их работа была, или по сей день, тесно связана с благородным делом обучения и воспитания. Судите сами.
Старшее поколение учителей г.Коврова наверняка помнит сестер Цыбиных: Валентину Васильевну, Антонину Васильевну и их двоюродную сестру, Людмилу Васильевну.
Рассказывает старшая из сестер, Антонина Васильевна Силантьева (Цыбина):
- Родилась я 23 октября 1925 года в д.Швариха Б.Всегодического сельского Совета в семье крестьянина. Кроме меня у отца было еще две дочери, Серафима и Валентина, и сын Евгений.
Папа и мама были очень хорошими родителями, оба школу закончили с отличием. Отцу очень хотелось, чтобы дочери стали учителями, а сын – инженером. Жизнь крестьянина в то время была очень тяжелой, а учитель на селе - пожалуй, самым уважаемым человеком.
Закончив в 1939 г. школу в д.Хватачево, поступила в Ковровское педагогическое училище, по окончании которого в 1943 г. была назначена учителем начальных классов в красногривскую начальную школу. Проработав там всего два месяца, была переведена в родную хватачевскую семилетку. Шла война, кадров не хватало.
После войны перешла работать в Ковров, в шк. № 7.
В 1949 г. поступила на заочное отделение Владимирского педагогического института и после его окончания стала работать учителем математики в шк. № 13. Затем была переведена в новую, 18 школу, в которой и проработала до достижения пенсионного возраста.
Брат, Цыбин Евгений Васильевич (1924-1988) начинал обучение в Б.Всегодической семилетке, а среднее образование получил уже в Коврове, в шк. № 2.
Шёл тогда 1942 год, и Евгений сразу же был призван в армию и после окончания Муромского училища связистов-десантников был направлен на фронт. Демобилизовавшись после окончания войны, он с отличием заканчивает радиолокационное отделение Ивановского техникума, получает направление на один из заводов г.Москвы, где ему присваивают воинское звание и направляют на преподавательскую деятельность сначала в Гомель, а затем в Минское Высшее Инженерное Ракетно-техническое училище. Там до самой пенсии Цыбин Евгений Васильевич обучал будущих ракетчиков и демобилизовался в звании подполковника.
Моя сестра, Цыбина (Колесова) Серафима Васильевна, (1927-200..) также закончила Ковровское педагогическое училище и, получив в 1944 г. диплом учителя начальных классов, была распределена в шк. № 8.
Работая там, Серафима параллельно училась на заочном отделении естественно-географического факультета Владимирского пединститута, по окончании которого была назначена учителем биологии в шк. № 17. Через полгода Серафима Васильевна покинула Ковров. Офицерская жена, она уехала по месту службы супруга. Сначала в г.Кингисеп Ленинградской области, а затем в Калининградскую область, в г.Черняховск.
Младшая из сестёр, Цыбина Валентина Васильевна (1930 г.р.), также уроженка д.Швариха, трудовую деятельность начала после окончания Ивановского педагогического института в 1951 году учителем русского языка и литературы в Полдневицкой средней школе Поназыревского района Костромской области.
В 1955 году Цыбина В.В. переезжает в Ковров и работает сначала заведующей педагогическим кабинетом, а затем инспектором Гороно.
С 1961 она работает заместителем директора по УВР средней школы № 4.
За успехи в области народного образования Цыбина Валентина Васильевна награждена Грамотой Министерства Образования РСФСР, званием «Отличник Народного Образования», значком «За творческий педагогический труд».
Цыбина В.В. принимала активное участие в общественной жизни, являясь депутатом Ковровского городского Совета депутатов трудящихся, а позднее – депутатом Владимирского областного Совета депутатов трудящихся. С 1986 г. – на пенсии.
Цыбина Людмила Васильевна родилась в 1932 г. в д.Швариха в рабоче-крестьянской семье. Её школьные годы пришлись на голодное военное лихолетье.
Людмила Васильевна рассказывает:
- До сих пор помнится вкус лепёшек из картофельных очисток и оглушительный стук деревянных подошв парусиновых ботинок по лестницам четырёхэтажки, когда уходили на смену наши отцы. В школе было холодно, тетрадей и учебников не было, писали на старых газетах. Но учебу не бросали.
Аттестат зрелости получила в 1951 г. После войны страна поднималась из руин, молодежь стремилась получить образование. Уехала поступать в Ленинград в педагогический институт им. Герцена на геофак. Отец вынужден был продать единственный костюм, чтобы собрать деньги мне на дорогу.
Комнаты в общежитии были огромны, на 25-30 человек, но жили мы дружно, весело. Учились хорошо, весь курс без «троек», без стипендии было не выжить.
Кроме учебы удавалось приобщиться и к культурным ценностям города на Неве. Профсоюз оплачивал экскурсии, коллективные походы в театры.
Страна жила трудно, но на образование молодежи не скупились. Даже сложно сейчас представить, что за счет государственных средств, для студентов геофака организовывалась двухмесячная полевая практика в горных районах. Мы пешком обошли весь Кавказ! Увидели красоту и разнообразие природы: ледники, водопады, буйную тропическую зелень, цветы. Изучили особенности культуры и быта народов Кавказа. А кроме того учились взаимовыручке, приобретая настоящих друзей.
После окончания института получила направление в Калининградскую область, в пограничный с Польшей г.Озёрск. Школа оказалась типовой немецкой. Работать сразу понравилось, но было трудно, т.к. дети были в классах разновозрастные. Некоторые приехали с оккупированных территорий и в войну не учились.
На третий год работы я получила своё первое поощрение: в результате областной проверки мне была объявлена благодарность по Калининградскому Облоно.
Хоть и нравилось мне жить и работать в Озёрске, но тянуло домой. В Ковров вернулась в 1959-ом. Год работала библиотекарем в шк. № 4 (не было вакансий). С открытием школы № 10 в 1960 году была переведена учителем географии, где и проработала 31 год до выхода на пенсию.
Много занималась краеведением. Каждую весну вместе с коллегой Туркиной В.И мы с отрядом учеников отправлялись в походы по Владимирской области. Развивали интерес к родному краю, учили любить и беречь природу. В составе туристической группы неизменно были девушки, которые впоследствии посвятили себя педагогике. Сейчас это учителя шк.10 – Николаева В.А. (русский язык и литература) и Стрижова Т.Д. (иностранный язык).
Помню под Судогдой, на берегу красивейшего озера в пойме Клязьмы наткнулись на огромную поляну, покрытую цветущими ирисами. Красотища невероятная! Где можно ещё такое увидеть, как не на родной Владимирщине!
В 1968 году Людмила Васильевна была переведена на должность заместителя директора по УВР:
- Работалось нелегко, т.к. школа была крайне перегружена. Она рассчитана на 860 мест, а обучалось в ней в три смены 2300 учащихся. Классы насчитывали по 44-46 человек. Подгруппы занимались иностранным языком даже на лестничных площадках. С вводом в эксплуатацию 9-ой школы стало гораздо легче.
Я довольна тем, что большую часть своей жизни проработала в 10 школе. Для меня это был второй дом. С самого начала здесь сложился коллектив единомышленников, где царили взаимопонимание, доброжелательное отношение друг к другу и ученикам.
Много заботы требовали начинающие учителя. Особенно их было много в начальных классах. Сейчас это опытные педагоги, почти все имеют I-ую и высшую квалификационную категорию, работают в разных школах города. Это Угодина Г.В.(шк.15), Иголкина И.В.(шк.21), Ушакова Е.П.(шк.22) и др. Приятно слышать, когда при встрече добром вспоминают начало своего трудового пути в 10 школе. Ведь в их становлении заложена частичка и моего скромного труда.
Двоюродную сестру вышеперечисленных Цыбиных Малькову Татьяну Васильевну (1937 г.р.)судьба забросила в г.Новокузнецк. Её отца во время войны эвакуировали туда с цехами оружейного завода, семья так и осталась жить в Кемеровской области. Закончив Новокузнецкий педагогический институт, Татьяна Васильевна всю свою жизнь проработала учителем английского языка.
Когда многочисленные родственники собирались где-нибудь за праздничным столом или в родной деревне за ухой, все разговоры, переходя от темы к теме, все равно возвращались к школе, её проблемам. Ведь не даром статистика свидетельствует, что больше всех говорят о своей работе педагоги.
Скорее всего именно это и повлияло на то, что по окончании шк.№ 1 старшая из дочерей Антонины Васильевны Цыбиной , Силантьева Елена Александровна (ныне Моисеева) заявила о своем желании поступать в педагогический институт. Да не тут то было. Собрав семейный «педагогический» совет, порешили, что быть Елене инженером. Делать нечего, подала послушная девушка документы в политехнический и «оттрубила» там почти три года.
Но потом все таки решила: «Не моё!» и в 1880 году пришла работать пионервожатой в школу № 7. Поступила на заочное отделение ВГПИ, которое закончила в 1986, получив специальность учителя начальных классов.
Сейчас Елена Александровна трудится в 11-й школе, имеет 1 квалификационную категорию, награждена грамотой Областного Департамента Образования.
По проторенному сестрой пути мне, Паршиной (Цибиной) Ирине Валерьевне, было идти гораздо легче. Давления на меня уже никто не оказывал (учли печальный опыт Елены).
Не все, конечно, было так уж просто. Долго металась: то я видела себя работником культуры, то инженером по моделированию и конструированию одежды. Но в конечном итоге оказалась в педВУЗе и несколько не жалею об этом. Безусловно, семья сыграла главную роль в моём выборе, но нельзя не отдать должное любимым учителям родной 15-ой школы: Розановой Валентине Николаевне, учителю русского языка и литературы и Белову Борису Андреевичу, учителю истории.
После окончания Владимирского Государственного Педагогического института им. Лебедева–Полянского пришла работать в Межшкольный комбинат учителем трудового обучения и вот уже заканчивается мой 31 учебный год. Имею высшую квалификационную категорию, награждена Грамотой Департамента образования Владимирской области.
А вот питерская ветвь учителей нашей семьи. Начало ей положил Лосев Александр Васильевич (1909 г.р.)
Родился он в д. Швариха Ковровского района, успешно закончил ремесленное училище в г.Шуя по специальности «портной», затем Шуйское педагогическое училище и был оставлен там в качестве преподавателя.
Затем продолжил образование в Ленинграде, в педагогическом институте им. Герцена на историческом факультете.
Закончил его самой перед Великой Отечественной войной, поэтому поработать учителем больше А.Лосеву не пришлось, был призван на фронт, а после войны – по путевке ЦК КПСС направлен на работу в партийные и затем - советские органы. Закончил Александр Васильевич свою трудовую карьеру в должности зам.председателя райисполкома Петроградского района г.Ленинграда.
Примечательно, что и его супруга, Анна Григорьевна, по образованию врач-педиатр, кандидат медицинских наук, много-много лет преподавала в Ленинградском педиатрическом институте.
Их сын, Лосев Сергей Александрович (1946 г.р.)
В 1970 г. окончил с отличием Ленинградский Военно-механический институт (ЛВМИ), 1975 года – ассистент ЛВМИ.
В 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию.
С 1981 года – доцент ЛВМИ. В 1983 году присвоено учёное звание «доцент».
В 2004 году награждён почетной грамотой Министерства образования России.
Общий стаж научно-педагогической работы 37 лет.
Опубликовал 137 научных печатных трудов, в том числе 28 учебных пособий и методичек.
В 90-е годы в течении трёх лет преподавал математику в частной школе.
Сын Сергея Александровича, Лосев Александр Сергеевич (1974 г.р.) – просто уникальная личность.
С 2011 года Александр является завучем Второй Санкт-Петербургской Гимназии им.Александра Первого, с 2014 года ещё и методист по начальной школе ИМЦ Адмиралтейского района, преподаёт курс истории курс Санкт-Петербурга.
В 1993 году окончил С.-Петербургское училище № 2 по специальности «учитель начальных классов» и сразу поступил на работу в школу-гимназию № 63, где проработал в должности учителя начальных классов до декабря 1999 года. Параллельно получал высшее образование в Российском Государственном педагогическом университете им.Герцена по специальности «педагогика и методика начального образования».
В январе 2000 года поступил на работу в среднюю общеобразовательную школу Института специальной педагогики и психологии Международного университета развития семьи и ребёнка им.Рауля Валенберга.
В июне 2000 года назначен заместителем директора по учебной работе и медико-педагогическому сопровождению учащихся. С 2003 года возглавляет школьный Консилиум.
В 2005 году победил в конкурсе педагогического мастерства в номинации «Лучший учитель Петроградского района».
В 2006 году присвоено звание «Почётный работник общего образования РФ».
За период с 2003 по 2007 год опубликовал 4 статьи в периодических педагогических изданиях Комитета по образованию и Комитета по высшей школе СПб.
Кроме всего прочего Александр Сергеевич – «играющий тренер», т.к. является не только завучем, но и практикующим учителем. Говорит, не хочет терять квалификацию. У него в классе 6 мальчиков (обучение в школе раздельное), работать с которыми, по словам Александра, невероятно интересно.
Его супруга – Ирина – верный друг и соратник, т.к. является учителем-ассистентом: готовит с мальчиками домашние задания, организует досуг, посещение бассейна и различных кружков по интересам. Одним словом, настоящий семейный подряд.
Теперь обратимся к следующей ветви нашего семейства. Здесь тоже немало отличных педагогов.
Кузнецова (Цибина) Клара Константиновна (1939 г.р.) – в 1970 году закончила Московский Всесоюзный заочный машиностроительный институт. Долгое время трудилась инженером на электромеханическом заводе, а с 1971 более 20 лет, вплоть до ухода на заслуженный отдых, передавала накопленные знания молодежи, преподавая в Ковровском механическом техникуме транспортного строительства техническую механику (теоретическая механика, сопротивление материалов, детали машин).
Тем, кому доводилось заглядывать в трудовую книжку преподавателя Кузнецовой К.К., бывал немало удивлен количеством поощрений и благодарностей, занесенных туда. Читаем:
1975 г. - за отличное обеспечение курсов повышения квалификации инспекторов стройуправления;
1986 г. - за подготовку интересного открытого урока-конференции по технической механике;
1986 г. - за большую, добросовестную работу по подготовке молодых специалистов.
Всего не перечислишь.
В домашнем архиве Клары Константиновны хранится множество армейских, свадебных фотографий и писем от её благодарных студентов, тех, у кого она когда-то являлась руководителем дипломного проектирования по специальности «Машины и механизмы транспортного строительства». Для любого педагога это и есть наивысшая оценка, своеобразный «Знак качества» его нелёгкого труда.
Родной брат Клары Константиновны, Цибин Вадим Константинович (1942-1994 гг.) закончил Владимирский политехнический институт, а затем поступил в аспирантуру. В 1972 году защитил кандидатскую диссертацию по специальной тематике оборонной промышленности. Работал преподавателем, доцентом на кафедре «Приборы точной механики», был начальником научно-исследовательского сектора ВПИ. Семья бережно хранит 9(!) его патентов на изобретения в области точной механики.
Выходит, его сыну, Цибину Илье Вадимовичу (1970 г.р.), есть чем гордиться! С ам он закончил радиофакультет Ленинградского Военно-механического института. Четыре года проработал инженером по отладке и установке станций сотовой связи. С 1998 г. преподаёт на курсах по обучению персонала комплекса «Nokia-Simens-Networks».
Илья рассказывал, что иногда на занятиях ему приходится осуществлять прямой перевод с английского языка на русский при совместной работе с преподавателем- консультантом из Японии. Вот так, знай наших!
Следующая «наша» проживает в г.Ярославле. Это Заслуженный учитель школы Российской Федерации, «Отличник Народного Просвещения» Полухина (по матери Цибина) Наталья Михайловна (1946 г.р.).
В 1968 г. Наталья Михайловна закончила Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д.Ушинского. Несколько лет проработала по направлению в средней школе села Рождествено Ярославской области.
С 1971 года – учитель химии и биологии в восьмилетней школе № 2 г.Ярославля, а с 1974 по 2006 г. – бессменный заместитель директора по УВР в школе интернате № 4 Северной железной дороги г.Ярославля.
Имеет благодарность Министра Путей сообщения за успехи в воспитании подрастающего поколения и награждена именными часами.
Все, о ком я рассказала выше – родственники по линии моего отца.
По линии матери учителем была моя бабушка, Струнина Любовь Александровна (1918 г.р.)
Закончила Юрьев-Польское педагогическое училище по специальности «учитель начальных классов» в 1940 году. Сразу после окончания училища отбыла к месту службы мужа-офицера в г.Кяхта Бурят-Монгольской АССР. Совсем немного поработала там Любовь Александровна учителем.
Спокойная, необыкновенно добрая и уравновешенная, она наверняка смогла бы добиться больших успехов в выбранной профессии, но жизнь сложилась так, что родила Люба одного за другим семерых детей и стала домашним воспитателем своих чад, окружив их заботой и вниманием. Недаром её имя «Любовь»!
Заканчивая повествование о дорогих сердцу учителях нашей семьи, о тех, кто начертил звёздные дороги своим воспитанникам, отпустил в плавание по грозным жизненным морям, отдав им в подарок частицу собственной души, думаешь: «Кто знает, может история на этом не закончится. Может, продолжение следует?»
Так и случилось. После того, как мой «литературный опус» был написан, прошло десять лет. Закончила Владимирский университет и стала педагогом моя дочь Паршина (ныне Попова) Наталья Олеговна. Она работает учителем-логопедом в МБДОУ № 54.
Учится во Владимирском университете им.Столетовых на факультете «Изобразительное искусство » и готовится моя племянница, Макулина Мария Андреевна.
Воробьёва Александра Алексеевна, внучка Антонины Васильевны Силантьевой (Цыбиной), племянница Моисеевой Елены Александровны, студентка Владимирского университета, специальность, учитель начальных классов.
#ГПН_2023 #ГодПедагогаНаставника #ПедагогическийДинастии #Образование33#ОбразованиеКовров